Уроки истории с Александром Андреевым

Сегодняшний наш собеседник - Александр Львович Андреев, директор Канского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук, доктор философских наук.

Праздник для души

Наш разговор с Александром Львовичем проходил еще в начале весны. Поэтому и первый вопрос был такой

- о весне: «Близится пора экзаменов, а у вас еще прошли и выборы лучшего студента колледжа. Настроение весеннее?»

- Пока, если весна и чувствуется, то только в календарном плане. А так... Небо серое, земля серая. Но, тем не менее, от весны нам никуда не деться. Что касается экзаменов, то свои экзамены я давно уже все сдал, даже не помню, сколько это было. Одних дипломов лежит штук пять. А у студентов, да, начинается пора экзаменов. Лучшего студента мы уже выбрали, это были серьёзные выборы, всё по-настоящему. Действительно, никто не знал результата. Да и студенты обстоятельно подошли к делу, они готовы к конкуренции на рынке труда, они готовы побеждать.

У меня был небольшой праздник души, когда Светлана, победительница конкурса, в качестве приза, среди вариантов которого были поездки в Петербург, Крым, Таиланд, Вьетнам, Кипр, выбрала именно Санкт-Петербург. Она и учебу там хочет продолжать.

Время выбора

- Вы сами - коренной житель Канска?

- Да, здесь я родился и учился. Покидал город только на время учебы и службы в армии. Кстати, если бы мне в школе сказали, что я буду работать в образовании, да еще директором - просто бы не поверил.

- Как так получилось?

- После школы я поступал в педагогический институт на исторический факультет только потому, что в университете такого факультета не было. Историю я любил, неплохо этот предмет знал и хотел стать историком. Но в последнюю очередь представлял себя преподавателем истории.

- А кем представляли себя тогда?

- Исследователем, например, профессиональным историком. Возможно, работа в музее - я проходил музейную практику в Красноярске, и мне там понравилось. По окончании вуза было распределение, и меня направили директором школы в Иланский район. На момент получения диплома мне исполнился 21 год. По сути мальчишка, я представил себе, как прихожу в школу директором... А там учителя, которые всю жизнь отдали этому делу, а я, не имея особой практики, начинаю ими руководить. Решил, что для меня это не приемлемо.

Но тут поступило еще одно предложение - поехать в Красноярск-26 инспектором в детскую комнату милиции. И это тоже было непросто. В роли милиционера, работающего с детьми, я себя тоже представлял слабо. К этому времени я уже был женат, у нас был маленький ребёнок. Поэтому, когда ко мне поступило еще одно предложение - работать в Канской воспитательной колонии, я согласился. Всё-таки - жить в Канске. Мне дали отряд малолетних заключенных. Причем, каких-то тувинцев...

Извилистый путь

- Интересный у вас путь в педагогику получился...

- А вы знаете, мне было интересно. По сути был пацан еще, жизни не видел, интеллигентный такой, с колонистами на «вы» разговаривал, как все остальные там не матерился и по фене не говорил. Но, видимо, по этой причине я скоро почувствовал между собой и воспитанниками стену непонимания. Наверное, потому что русская ненормативная лексика настолько выдающаяся, что одно слово в ней может заменить несколько предложений и напрямую доходит до самой души этих ребят. В общем, я стал замечать за собой, что уподобляюсь им. Более того, свои новые привычки начал переносить в семейную жизнь, перестроиться после работы становилось всё труднее. Это меня насторожило. Мне уже должны были присвоить звание лейтенанта внутренней службы, когда я пошел в военкомат и попросил призвать меня в ряды советской армии.

- Где вы служили?

- На флоте, служил на военном корабле штурманским электриком. И после армии один год трудился в школе, а также успел поработать в педагогическом училище секретарем комитета комсомола. Потом меня избрали сначала заведующим организационного отдела горкома комсомола, потом вторым секретарем. У нас была очень серьезная организация в Канске, 15 тысяч комсомольцев. Это были очень интересные, веселые годы. Связи и дружеские отношения сохранились до сих пор. Впрочем, всякое случалось и тогда.

Спустя некоторое время я стал работать на канском ЛДК (лесопильно-деревообрабатывающем комбинате), где возглавил большой отдел по работе с кадрами и социальными вопросами. В конце концов, через весь этот извилистый путь (в молодости пришлось поработать и штукатуром-маляром, и сторожем, и прочее), уже с поста замдиректора училища №15 меня пригласили на выборы в директора канского педагогического училища. Тогда директоров еще избирали!

И вот меня выбрали - из трех кандидатур. Это были самые честные выборы, которые я помню. Тогда же я стал депутатом Красноярского краевого Совета. Именно тогда моя жизнь кардинально изменилась.

- Что вы имеете в виду?

- Жизнь стала совсем другой в плане содержания. Был уже такой возраст, когда пора определяться. Найти свое место, обустроить его так, чтобы оно стало по-настоящему твоим, где ты можешь что-то сделать. Работа в педагогическом колледже стала для меня самой содержательной и интересной. Раскрылись новые возможности. Накопил опыт и смог его реализовывать. Я познакомился со многими видными учеными, ректорами вузов и просто интересными людьми. К слову, мне повезло - меня всегда окружали хорошие люди. Например, они меня поддержали в решении стать кандидатом педагогических наук.

- А почему кандидатская у вас по педагогике, а докторская - по философии?

- Педагогика как наука в большей степени прикладная, требует быстрого результата. Мне захотелось, чтобы работа приняла чисто исследовательский, научный характер. Я занимался проблемой исторического самосознания в отечественной философии. Интересно было создавать свою научную концепцию. Докторскую я защищал в Сибирском государственном аэрокосмическом университете, где очень хорошая философская база. Защитил досрочно.

Место в истории

- А что такое «обладать историческим самосознанием»?

- Человек должен понимать своё место в истории, кто он и что он тут делает. Нужно знать не только историю страны, но и своих предков. Нельзя забывать и о патриотизме. Но не о том «квасном патриотизме», когда колотят себя в грудь: «я - русский». А какова твоя заслуга в том, что ты русский? В лучшем случае, этим ты должен быть благодарен своим папе и маме. А русским ты можешь считать себя, если знаешь русскую литературу, культуру. Однажды я спросил у одной известной в Канске еврейки: «Роза Абрамовна, вот вы коммунистка, а ведь они столько плохого сделали для евреев»... А она отвечает: «Какая я еврейка? Идиша я не знаю, культуры и обычаев я не знаю. Я - русская».

- Как вы относитесь к устойчивой ностальгии по СССР?

- У меня двоякое отношение к этому вопросу. В Советском Союзе жили мои бабушка и дедушка, все мои предки, мы проживали в единой стране. Не могу сказать, что есть негативное отношение к Союзу - ненужно так относиться к своему прошлому. Мне нравится, как в Китае относятся к деятельности Мао - говорят, что на 80% был позитив, а на 20 - ошибки. Конечно, есть за что обижаться. Особенно на время правление Сталина. Сталинские репрессии разбросали нашу семью. Мой дедушка два раза сидел - первый раз как японский шпион (вместе с Блюхером), его там пытали, но признания он так и не подписал; второй раз сидел уже после войны, по той самой политической статье. Отца в связи с этим выгнали из флота. Предкам пришлось уехать из Ленинграда. Поэтому, собственно, я и родился в Канске. И так далее. Но с этими обидами нельзя жить. Да, так случилось. Просто необходимо делать так, чтобы этого больше не повторилось.

- Вам, как историку, довелось поговорить об этом с дедом?

- Да, он дожил до 73 лет несмотря на трудную жизнь. Я был пылкий, а он и отец меня «остужали». Дескать, время было такое. Но у нас всегда говорят «время такое». И сейчас, когда мы видим то, что нам не очень нравится, снова: время такое...

- А что вам не нравится в нашем времени, например?

- Последнее, что меня расстроило: после рабочего совещания в колледже, когда мы решали, как выкроить средства на определенные свои нужды, я пришел домой, открыл интернет и прочитал о свадьбе одного из российских нуворишей, когда западным артистам по полтора миллиона евро заплатили. А мы тут, в образовании (!), копейки считаем. Хотя наш колледж - относительно успешное учреждение, у нас прекрасная мощная инфраструктура. Но у них миллиарды рублей, да еще на показ вылетают! И что? Снова сказать: «время такое». Никакие демонстрации протеста не вышли на улицу, ничего! А каково у нас отношение к цене человеческой жизни? Я был в Риме, когда туда как раз привезли тела четырех солдат, погибших в Афганистане. На улице манифестация была - против войны. У нас всегда - «не мы такие, жизнь такая».

Другой пример. Едем по Канску: дороги разбиты, грязь не убрана. Говорю водителю: «Вот Обама гад какой, дороги не почистил, снег не вывез, на зло нам всё делает!» Как у нас говорили раньше - если в кране нет воды, воду выпили... люди определенной национальности.

О «жесткой руке» и добром хозяине

- Вообще, ничего не меняется, получается?

- Только чего-то достигаем - снова назад. После объединения Руси пришел Иван Грозный, после реформ Петра - снова реакция, в 1905 году становились ведущей державой мира - и тут война, революция, потом подъем 1913-го года - снова война и революция. Боюсь, если мы сейчас совершим рывок, то потом обязательно откатимся, вся наша история такова.

Никакое время нельзя идеализировать. Люди по «жесткой руке» Сталина заскучали? А они знают, что их могли бы за малую провинность сослать в лагеря, а детей их в детской дом поместить? История она такова, какая она есть, ни хорошая, ни плохая, как говорил академик Лихачев.

- А чтобы вы сделали, если бы руководили не просто большим учебным заведением, а целым городом?

- Боже упаси! Хотя депутатом разных уровней мне приходилось бывать. Конечно, для управления городом нужно объединять местные элиты. И нужно помнить про теорию малых дел. Мы же смогли навести порядок вокруг колледжа! В совете по образованию города Канска мы устроили соревнования школьных дворов. Началась конкуренция, они преобразились. Одна из школ в этом направлении серьезно продвинулась, мы подарили ей хорошее оборудование для ухода за территорией. Можно и дальше продвигаться, около магазинов и павильонов наводить порядок. Какие они предприниматели, когда к их торговым точкам подойти нельзя.

- Давайте поговорим о том, как у вас хорошо получилось организовать и управлять работой и жизнью педагогического колледжа. Организация, порядок, хороший стиль - это уже визитная карточка КПК. Вроде бы люди везде одни и те же, но у вас всё немного иначе.

- Везде да не везде. Есть такая теория, что на одном месте долго лучше не задерживаться. Освоил дело, пошел дальше. Может для кого-то оно и так, но для меня дело обстоит иначе. Считаю, что в образовании нужно работать долго. Всё это время я с единомышленниками формировали наш коллектив под определенные задачи. Кто не смог - ушел. Так, долго и методично формировалась команда, самобытная, со своей культурой. Не буду отрицать и долю везения в том, что сложился прекрасный мощный коллектив.

Сегодня у нас работает очень много молодых преподавателей. Говорят, что молодежь - лодыри, им только деньги давай. Это не про моих коллег! Но мы их сами вырастили, они впитали нашу культуру и систему взаимоотношений. А теперь происходит отдача. Кстати, и студенты также проникаются этой атмосферой, когда старшекурсники передают добрые традиции младшим. У нас больше не сорят и не курят, где попало, потому что старшие им этого просто не позволяют. Это не дедовщина, но правильная преемственность.

И теперь у меня прошло то время, когда я не мог надолго уехать в командировку или в отпуск, опасаясь вернуться «на пепелище». Знаю, что всё будет хорошо. Впрочем, я говорю молодым преподавателям: «Ребята, а чего вы боитесь? А когда вы будете совершать ошибки, если не в молодости!».

Ещё новости о событии:

Фото Александра ВАСИЛЬЕВА. - Канские Ведомости
Сегодняшний наш собеседник - Александр Львович Андреев, директор Канского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук, доктор философских наук.
19:37 04.05.2016 Канские Ведомости - Канск
Сегодняшний наш собеседник — Александр Львович Андреев, директор Канского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук, доктор философских наук.
19:36 04.05.2016 Krskplus.Ru - Красноярск
 
По теме
Участие в конкурсе принимают педагоги из 53 муниципальных образований. Больше всего заявок поступило от учителей русского языка, литературы и математики, сообщили в  правительстве Красноярского края .
ПЕРЕПРАВА ЗАКРЫТА С 25 марта ледовая переправа «Новосёлово-Улазы» закрыта.
Победители заочного отборочного тура федерального этапа Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов уже прибыли во Всероссийский детский центр «Орлёнок».
Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей» (далее - КРО ООО «РОС») объявляет о проведении творческого конкурса «Таланты Красноярской Фемиды» в рамках меропр
К участию в этом году от регионов были заявлены 259 коллективов – это любительские театры, танцевальные и цирковые коллективы, академические хоры, вокально-хоровые ансамбли, духовые оркестры.
Сотрудники СОБР Управления Росгвардии по Красноярскому краю оказали содействие оперативникам Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю в задержании подозреваемых в вымогательстве,
Росгвардия
Пьяный военный до смерти избил инвалида - Sharypovo.Today Все произошло в октябре 2023-го в Шарыповском муниципальном округе. Тогда военнослужащий напился и вломился домой к незнакомому мужчине с инвалидностью.
Sharypovo.Today
Не игнорируйте зубную боль! - Министерство здравоохранение Врач-стоматолог Богучанской районной больницы Вадим Валентинович Федотов рассказывает о том, насколько опасно откладывать поход к врачу при зубной боли: - Зубная боль - сигнал организма о том, что что-то не так.
Министерство здравоохранение
С наступлением весеннего сезона увеличивается риск возникновения и распространения острых кишечных инфекций.
Газета Ангарский рабочий
Прививка входит в национальный календарь, очередной транш, который в преддверии дачного сезона поступил в Красноярский край из федерального центра, составил порядка 88 тыс.
Министерство здравоохранение
В музей - за вдохновением! - Таймырский краеведческий музей Уже несколько дней в нашем музее происходит настоящее чудо. Музейная экспозиция буквально оживает, начинает играть новыми красками, превращается в художественные шедевры.
Таймырский краеведческий музей
Алексей Гришанов, Антон Губарев, п. Раздолинск - Газета Ангарский рабочий Алексей Гришанов, Антон Губарев, п. Раздолинск Коллектив «Новое поколение» Мотыгинской общеобразовательной школы Мир творчества удивителен тем, что в нем нет границ, как и в нашей вселенной, которая усеяна множеством звезд.
Газета Ангарский рабочий
Предварительные прослушивания в ГИТИС пройдут в Иркутске - Newslab.Ru МТС объявила о проведении совместно с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС — при поддержке министерства культуры Иркутской области мастер-класса и предварительных прослушиваний абитуриентов из городов При
Newslab.Ru